Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ

Межрегионального общественного движения

крымскотатарского народа "КЪЫРЫМ"

на 2016-2017 годы

В двадцатом столетии жизнь подвергла крымскотатарский народ сильнейшему испытанию. Помимо колоссальных потерь, понесенных в период Гражданской и Великой Отечественной войн, пережив ряд трагедий, в числе которых уничтожение интеллигенции, коллективизация, массовые репрессии, против крымскотатарского народа было совершено жесточайшее в истории человечества преступление – Депортация, когда наш народ, словно дерево, вырвали с корнями и бросили в незнакомую среду в ужасные условия, где он перенес огромную боль и унижение, тоску по Родине – Крыму. Лишь в первый год высылки мы потеряли около половины своей численности, лишившись своих очагов, прав и имущества, из-за чего оказались на грани исчезновения. Одновременно варварскому уничтожению были подвергнуты древнейшие памятники культурного наследия, этнографического и фольклорного материала, что привело к проблемам разрушения и исчезновения богатого исторического наследия крымских татар.

С той поры на долю крымскотатарского народа выпало много суровых испытаний. Это период выживания в нечеловеческих условиях в малообжитых районах Сибири, Урала, Средней Азии, это период героической борьбы всего народа за возвращение на историческую родину, это и тяжелейший период становления и обустройства на родной земле после тяжелых лет депортации.

Процесс возвращения на свою историческую родину осуществлялся ценой неимоверных усилий и, как правило, сопровождался постоянной борьбой с использованием различных методов и форм в зависимости от меняющихся условий жизни народа. Как единство и сплоченность, которые крымские татары проявили в местах Депортации, так и борьба за возвращение на Родину преподали большой урок всему мировому сообществу. Позиция и действия крымскотатарского народа, основывающиеся на принципе ненасилия в борьбе против несправедливости, на которую мы были обречены, была самым большим ответом всем, кто причинил нам такое зло, и является примером для всего мира.

Благодаря силе нашего национального характера, пройдя изнурительный и длительный путь, ценой немалых жертв, преодолев "бюрократический ад", созданный властями СССР и особенно Украинской ССР, а после и независимой Украиной, нам все-таки удалось вернуться в Крым, на землю своих предков. Вернувшись на Родину, мы возродили свои национальные символы – флаг, национальный марш, которые стали неотъемлемыми атрибутами крымскотатарского народа, демонстрирующими его единство, самоидентификацию, преемственность поколений.

В процессе возвращения наш благословленный народ столкнулся с силами, которые стремились отяготить его, не желая признать единым народом со своей древней историей и восстановить его права. Распространяя различные измышления и клевету, пытались принизить авторитет, достоинства нашего народа, противопоставляя его русскому народу, создавая тем самым атмосферу враждебности. Эти силы на протяжении 23-х лет препятствовали решению любых сколько-нибудь важных наших проблем, будь то предоставление земли, представительство в органах власти всех уровней, развитие образования, языка, культуры, не говоря уже о вопросах политической и духовной реабилитации.

В результате крымские татары пришли к единодушному мнению о том, что находятся в дискриминационном положении из-за открытого игнорирования решения комплекса первоочередных проблем государством Украина, расценив это как угрозу, которая может привести к полному его исчезновению, а также требующую принятия срочных и эффективных мер, направленных на политическое, экономическое, духовное и культурное возрождение.

Жизнь показала, что восстановление исторической справедливости и снятие огульных обвинений, которые крымскотатарский народ ждал долгие 70 лет, произошли тогда, когда Республика Крым стала полноправным субъектом Российской Федерации. Со дня принятия Республики Крым в состав Российской Федерации уже на второй день, 18 марта, на федеральном уровне было законодательно закреплено придание нашему языку статуса государственного, а через месяц последовал Указ Президента Российской Федерации, которым был реабилитирован крымскотатарский народ. Таков был ответ России всем заговорщикам и государствам, затеявшим и осуществившим "бойню" на Украине, а также обвиняющим ее в нарушении прав крымских татар.

Прошло немногим более двух лет с того времени, как Крым в составе Российской Федерации, а уже принят ряд важнейших решений политического и социального характера. На законодательном уровне 18 мая установлена памятная дата – День памяти жертв депортации, не только в память о прошлом, но и в назидание будущим поколениям, начато строительство Мемориального комплекса, посвящённого жертвам депортации. Ежегодно объявляются нерабочими днями  мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам, начато строительство Соборной мечети, определены меры социальной поддержки, в том числе льготное предоставления земельных участков и предоставления жилья. На обустройство репрессированных по национальному признаку из Федерального бюджета на период до 2020 года предусмотрено более 10 млрд. рублей, определенные средства ежегодно также выделяются бюджетом Республики Крым. На государственном уровне массово отмечается национальный крымскотатарский праздник "Хыдырлез". Начал вещание общественный крымскотатарский телеканал "Миллет". Принят и разрабатывается еще ряд важных документов.

Вместе с тем особую тревогу у нас вызывают агрессивные действия государств, которые, преследуя цель снять с себя ответственность за массовые убийства гражданского населения Украины, всячески стремятся максимально обострить обстановку в межнациональной сфере и развязать гражданскую войну у нас на Родине в Крыму, а в дальнейшем обвинить в этом Российскую Федерацию. Для достижения этой цели они выбрали объектом своих интриг крымскотатарский народ. Свидетельством тому являются действия подконтрольных им групп крымских татар, находящихся за пределами Крыма, а также непрекращающиеся провокационные действия политического режима Украины.

Продолжающиеся восемь месяцев транспортная и продовольственная блокады, прекращение связи, изъятие денежных средств у населения Крыма и банковский "беспредел", беспрецедентный террористический акт, как подрывы опор линий электропередач с использованием национальных символов крымскотатарского народа с целью осуществления энергетической блокады, а впоследствии и формирование военизированного батальона из числа крымских татар при попустительстве украинского руководства для совершения агрессии являют собой наглядный пример неприкрытого шантажа и давления на жителей Крыма.

Несмотря на нападки стран ЕС и США, введение санкций в отношении Российской Федерации, Республики Крым и города Севастополь, а также непрекращающиеся провокации Украины, мы на родной земле сохранили мир, спокойствие и согласие. На все их провокации, в том числе на попытки столкнуть нас на межэтнической почве, мы ответили сплоченностью и не допустили кровопролития, приносящее нищету и разорение.

Сегодня ситуация настолько серьезна, что крымскотатарский народ не имеет право рассматривать ее поверхностно. Речь не должна идти об отдельных лицах, заблудших и действующих скорее из безысходности, чем из чувства патриотизма и справедливости. Мы обязаны говорить о народе, о родине, о его дальнейшем развитии, поднявшись над политическими и личными пристрастиями, субъективными симпатиями и антипатиями. Мы должны быть терпимы по отношению друг другу, избегать ссор и пустых распрей. От всех нас, крымских татар, наших согласованных действий зависит преодоление нынешних трудностей и невзгод. Талант, знания, работоспособность, огромная самоотдача, опыт, накопленный многими поколениями, были и остаются прочной базой для развития народа, для нашего движения вперед.

Возвращаясь на свою родину, крымские татары не имели и по сегодняшний день не имеют намерений нанести ущерб кому-либо из жителей Крыма, покушаться на чьи-либо имущественные, духовные, культурные, религиозные, политические и другие права. По нашему представлению о мире, в центре его должны быть интересы человека, поэтому крымские татары всегда уважали национальные чувства и человеческое достоинство всех людей, независимо от их места проживания, поддерживали традиционно дружеские отношения со всеми национальными группами, проживавшими в Крыму.

Исходя из принципа необходимости консолидации общественных сил крымскотатарского народа, решения всего комплекса его проблем в тесном и конструктивном диалоге с властью, принимая на себя ответственность за безопасность и развитие крымскотатарского народа на своей исторической родине в Крыму, следуя завету нашего великого соотечественника Исмаила Гаспринского: "Единство в языке, мыслях и делах", Мы, делегаты III-го Съезда Межрегионального общественного движения крымскотатарского народа "КЪЫРЫМ", делегированные крымскими татарами, проживающими в Республике Крым, городе Севастополь и других регионах Российской Федерации:

помня о трагедии, постигшей крымскотатарский народ в мае 1944 года, и обо всех бедах, пережитых нашим народом;

твердо сознавая свой долг и историческую ответственность за судьбу народа;

утверждая, что Крым – это наша исконная земля, родина наших предков, где каждая пядь земли придает нам силы и где мы образовались как народ, политическая нация и только здесь мы можем приобрести счастье и будущее;

отмечая, что принятие Республики Крым и города Севастополь в состав Российской Федерации создало благоприятные условия для ускорения решения многих вопросов, связанных с политическим, социальным и духовным возрождением крымскотатарского народа;

выражая свое возмущение действиям группы крымских татар, поддерживающих и участвующих в блокаде Республики Крым и города Севастополь, формировании военизированного добровольческого батальона, сожалея о тех барьерах, которые они воздвигают на пути к взаимному пониманию внутри народа, выражая тревогу в связи с угрозой, которую они создают для его развития и безопасности;

стремясь привлечь к разрешению проблем крымских татар весь потенциал самого народа;

вновь подтверждая свою традиционность и приверженность ненасильственной борьбе за восстановление своих нарушенных прав;

провозглашаем о своих намерениях направить свои усилия на достижение в течение 2016-2017 годов следующих целей.

I. Политико-правовые вопросы

1. Активно поддерживать требования к компетентным международным инстанциям по вопросу снятия политических и экономических санкций в отношении Российской Федерации, Республики Крым и города Севастополь.

2. Продолжить работу по разъяснению международному сообществу о реальном положении крымскотатарского народа на своей исторической Родине.

3. Определить в рамках предусмотренной деятельности условия налаживания сотрудничества с международными инстанциями и неправительственными организациями.

4. Привлечь внимание государственных органов власти Республики Крым и города Севастополь, компетентных органов федеральной власти и рекомендовать срочно принять федеральные законы, предусматривающие упрощенные процедуры получения гражданства Российской Федерации и справок о реабилитации представителями репрессированных народов, добровольно возвращающихся на постоянное место проживания в Крым.

5. Осуществлять более тесное взаимодействие и установление партнерских отношений между общественными организациями, работниками образования, учеными, исследователями, местными органами власти, деловыми кругами, профсоюзами и неправительственными организациями в рамках конструктивного диалога и планирования с целью обеспечения максимального вклада всех сторон в восстановление прав крымскотатарского народа, сохранение межнационального и межконфессионального согласия.

6. Содействовать консолидации деятельности объединений соотечественников, проживающих за рубежом, по обеспечению своих прав в странах проживания и  сохранению связей с исторической Родиной.

7. Добиваться создания условий для превращения Республики Крым в основной центр возрождения, сохранения и развития крымскотатарского народа, являющегося для нас исторической Родиной.

8. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 апреля 2014 года № 268 "О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития" продолжить участие в разработке и принятии законодательных актов о полном восстановлении попранных прав крымскотатарского народа, а также репрессированных по этническому признаку представителей армянского, болгарского, греческого, итальянского и немецкого народов, проживавших в Крыму в 1941-1944 гг.

9. Решительно противодействовать всяким попыткам создания атмосферы межэтнической враждебности, содействовать обеспечению гарантий соблюдения прав и свобод всех людей независимо от расы, этнической принадлежности, политических взглядов и вероисповедания.

10. Разработать предложения, способствующие эффективному представительству крымскотатарского народа во всех уровнях представительной власти, вступить в контакты с политическими и общественными силами с целью выработки позиции на предстоящих выборах в Государственный Совет Республики Крым и муниципалитеты в 2019 году и установления партнерских взаимоотношений.

11. Усилить работу по привлечению профессионалов из числа крымских татар на государственную и муниципальную службу.

12. Отметить, что Межрегиональное общественное движение крымскотатарского народа "КЪЫРЫМ" сформировало свою структуру в соответствии с уставными целями и задачами. Принять меры по завершению в 2017 году формирования филиалов и местных отделений в Республике Крым, представительств в субъектах Российской Федерации.

Учесть, что такие формы структуры, как местные отделения, филиалы и представительства, в диалоге с властью способствуют сохранению межнациональной стабильности и решению целого ряда практических вопросов обустройства крымских татар на месте.

13. Добиваться прохождения крымскими татарами срочной военной службы на территории Крымского федерального округа и в частях, обеспечивающих условия для соблюдения национальных и религиозных обычаев крымскотатарского народа.

В этой связи внести в государственные органы предложения о воссоздании крымскотатарского военного формирования в составе Вооруженных сил Российской Федерации на базе бывшего Крымского Конного полка Ее Величества императрицы Александры Федоровны с восстановлением ранее находящейся при нем мечети.

14. Поддержать непосредственным участием решение Всекрымской конференции крымскотатарских религиозных деятелей и общественных организаций "Новые вызовы единству мусульманской уммы Крыма", состоявшейся 16 января 2016 года, об учреждении Специальной Национальной комиссии по предупреждению и недопущению действий, представляющих угрозу национальным интересам крымскотатарского народа и созыве в ноябре-декабре 2016 года Общенационального съезда крымских татар.

II. Социально-экономические вопросы

1. Содействовать усилиям крымскотатарских предпринимателей в создании ими производственных, инновационных и финансовых предприятий, деятельность которых будет направлена, в том числе на разрешение проблем крымскотатарского народа.

В этой связи проанализировать свои национальные экономические модели развития и разработать предложения обучреждении Крымскотатарского Национального центра развития по привлечению отечественных и иностранных инвестиций, способствующих решению предпринимательской активности в крымскотатарской среде.

2. Содействовать привлечению в экономику Крымского федерального округа инвестиций, включая зарубежные инвестиции, использование которых будет способствовать процессу обустройства крымских татар.

В этой связи разработать предложения об учреждении Крымскотатарского национального фонда с целью получения необходимой финансовой и материальной помощи от правительств, корпораций, международных организаций и банков, а также других источников для обустройства крымских татар.

3. Инициировать разработку с последующей реализацией специальных программ для развития сферы образования, здравоохранения, культуры, модернизации объектов инженерной инфраструктуры в местах компактного проживания крымских татар.

4. Добиваться реализации в полном объеме Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие РеспубликиКрым и г. Севастополя до 2020 года" в части комплекса мероприятий, связанных с обустройством крымских татар.

5. Способствовать реализации постановлений Правительства Российской Федерации, Совета министров Республики Крым и администрации города Севастополь, предусматривающих меры по разрешению практических вопросов по обустройству и обеспечению социально-экономической защищенности крымских татар.

6. Инициировать принятие специального решения по предоставлению льготных и беспроцентных кредитов для строительства жилья, обустройства возвращающихся на родину семей крымских татар.

III. В сфере образования, языка и культуры

1. Приветствовать идею и оказать поддержку в разработке и принятии Национального плана воспитания и образования.

2. С привлечением широкого круга специалистов рассмотреть ранее утвержденную Концепцию образования на крымскотатарском языке с учетом принятия Республики Крым и города Севастополь в состав Российской Федерации.

3. Содействовать разработке системы мер по ускорению подготовки национальных кадров для работы во всех сферах жизнедеятельности общества.

4. Добиваться обеспечения функционирования и развития родного языка крымских татар как государственного языка в полном объеме, использования его в публичной жизни Крыма и создания национальной системы образования и воспитания на родной земле.

5. Содействовать расширению сети национального дошкольного и школьного воспитания с преподаванием на крымскотатарском языке, ускорению реализации мер по подготовке специалистов, научных работников  и открытию исследовательских институтов, изданию учебников и учебных пособий на крымскотатарском языке и изучению в общеобразовательных учреждениях крымскотатарского языка как предмета.

6. Участвовать в разработке и принятии мер по восстановлению и охране исторических, религиозных и культурных памятников крымскотатарского народа, вносить предложения по развитию этнонационального туризма, туристических маршрутов, связанных с историей и культурой крымских татар.

7. Активно добиваться принятия мер по восстановлению и развитию национально-культурной инфраструктуры.

8. Продолжить активное участие в разработке предложений и их реализации по вопросам восстановления исторической топонимики.

9. Активно добиваться реализации мер по решению назревших первоочередных проблем по воссозданию и развитию Бахчисарайского дворцово-паркового комплекса (Ханский дворец), как исторического достояния Крыма и как одного из центров крымскотатарской культуры, исходя из того, что Дворец является важнейшим объектом демонстрирующим самобытность крымскотатарского народа и объединяющим в его стремлении к единению.

10. Способствовать обеспечению законных требований крымских татар на получение земельного участка для строительства индивидуального жилья.

11. Участвовать в разработке и принятии мер по созданию равных условий для развития и деятельности традиционных конфессий на территории Республики Крым и города Севастополь, не допускать  распространения любой информации и идеологической деятельности, способной вызвать межконфессиональное противостояние.

12. Поддержать резолюцию Всекрымской конференции крымскотатарских религиозных деятелей и общественных организаций на тему "Новые вызовы единству мусульманской уммы Крыма", принятой 16 января 2016 года, оказывать всяческую поддержку Муфтию мусульман Крыма и Духовному управлению мусульман Республики Крым и города Севастополь, осудить попытки создания параллельного Муфтията мусульман Крыма как в Крыму, так и за его пределами, совместно с местными мусульманскими общинами противодействовать распространению различных сектантских организаций, проводить среди крымскотатарского населения и особенно молодежи разъяснительную работу.

13. Содействовать развитию среди крымских татар традиционных видов спорта и спорта в целом, повышению его роли во всестороннем и гармоничном развитии и физической подготовки личности, популяризации здорового образа жизни и реализации программ в сфере физической культуры и спорта.

14. Организовывать и участвовать в мероприятиях, направленных на патриотическое воспитание крымскотатарских детей и молодежи в духе любви к Родине, национальной морали, уважения своих традиций и устоев.

15. Содействовать становлению и развитию общественной крымскотатарской телерадиокомпании "Миллет", активно участвовать в формировании ее национального имиджа.

Это программа является не только декларацией, в ней сделана попытка представить миссию организации и стратегию ее мышления. Программа ориентирована на мыслящих и ответственных людей, для которых интересы крымскотатарского народа, проживающего на своей исторической родине в Крыму, и его будущее важнее собственных. Программа призывает в рамках существующих реалий к проявлению политической воли и высокого уровня гражданской активности, что позволит крымскотатарскому народу в новых условиях за короткий период создать эффективные механизмы самосохранения и крепкую основу для дальнейшего развития.

                                                                                                                                                                           Принята на III-м Съезде

Межрегионального общественного

движения крымскотатарского

народа "КЪЫРЫМ"

16 апреля 2016 года

в городе Симферополь