Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
R.Ilyasov
 
Ремзи Ильясов: «Будущее определено, но впереди много работы»
 
Воссоединение с Российской Федерацией стало самым важным и судьбоносным событием в жизни многонационального народа Крыма, в том числе и крымскотатарского народа. С новыми реалиями пришло и понимание того, что проблему реабилитации и возвращения на историческую родину крымских татар придется решать в совершенно в других правовых рамках и возможностях. О представителях национального движения, взявших на себя совместную ответственность за сохранение гражданского мира и о том, что предстоит сделать для решения проблем крымскотатарского народа, мы побеседовали с заместителем Председателя Государственного Совета Крыма, главой межрегионального общественного движения крымскотатарского народа «Къырым» Ремзи ИЛЬЯСОВЫМ.
 

- Ремзи Ильясович, исторические перемены поменяли многое в судьбах крымчан, и крымских татар. Совсем недавно жители Крыма впервые выбирали Президента Российской Федерации. Расскажите, какие процессы происходят сейчас внутри сообщества крымских татар?

- Как показала практика, в процессе интеграции Крымского полуострова в социально-правовое пространство Российской Федерации выявились со всей остротой накапливавшиеся годами проблемы межнациональных отношений. В особенности, сказалась многолетняя практика игнорирования законных интересов крымскотатарского народа, пережившего целый ряд трагедий – уничтожение интеллигенции, коллективизация, массовые репрессии, депортация – в результате народ оказался на грани исчезновения. Добавьте к этому продолжающуюся все те годы политику противопоставления между собой двух субъектообразующих наций Крыма: русских и крымских татар. Сегодня мы отчетливо видим, как отдельные деструктивные силы предпринимают попытки дестабилизировать ситуацию в Крыму. К большому сожалению, не перевелись у нас еще претенденты на роль «спасителей нации», которые самовольно наделяют себя полномочиями выразителей интересов всего народа, представляют его и говорят от его имени. Тут особо важно указать и на особую роль западных и украинских средств массовой информации в распространении идей национальной и религиозной нетерпимости.

Откровенно говоря, в этих непростых условиях, именно Указ Президента Российской Федерации Владимира ПУТИНА о реабилитации фактически заложил фундамент новой национальной политики в Крыму. Я бы сказал, что это главный фактор, влияющий на межнациональные и межконфессиональные отношения в современном Крыму. Для крымскотатарского народа признание факта политических репрессий высшим политическим руководством и восстановление его доброго имени, безусловно, явилось самым важным событием в его истории на современном этапе. Этот политический шаг обнадежил крымских татар и придал уверенности в то, что в российском Крыму они смогут добиться исторической справедливости.

Однако при реализации Указа, крымские татары нередко сталкиваются с живучестью старых стереотипов мышления. Отмечается недостаточный уровень политической культуры, дефицит глубоко проработанных предложений по конкретным вопросам, касающихся восстановления прав крымскотатарского народа. Особенно это проявляется в решении вопросов, касающихся представительства крымских татар в органах власти. Все эти вопросы ложатся на плечи одного человека – Главы Республики Крым Сергея АКСЕНОВА, который пытается сделать все возможное, исходя из своего статуса и силы. Крымские татары не хотят и не требуют никаких привилегий для себя, никаких выгод, никакого «господствующего» или «первенствующего» правового статуса. Они лишь призывают власти учесть их непростое положение, в котором они оказались в результате депортации. Фактически последствия депортации отразились на всех сторонах жизни крымских татар. Безусловно, они коснулись и религиозной сферы. Я не сторонник жесткого ислама, никогда не поддерживал ваххабизм, салафитов, хабашитов, хизбов. Но в то же время крымские татары очень болезненно воспринимают такие действия, как обыски в мечетях, ночные проверки с элементами «маски-шоу». К сожалению, этими фактами пользуются международные и европейские организации и институты, которые выдвигают обвинения в адрес России о преследованиях крымских татар по признаку религиозных убеждений. При этом преднамеренно умалчивая то, что в период нахождения полуострова в составе Украины, Крым был наводнен литературой, подготовленной за рубежом, отражающей зачастую фундаменталистские и радикальные идеи, не учитывающие особенности религиозного сознания и менталитета крымских татар, а также многоконфессиональный характер республики. Для решения этой проблемы необходимо широкое участие общественности, представителей Муфтията мусульман Крыма.

Что касается выборов, то смело могу говорить о том, что выборы президента России окончательно развеяли сомнения о легитимности референдума, прошедшего в 2014 году, и еще раз продемонстрировали всему миру единую волю крымчан – жить в мире и согласии, обустраивая свое будущее, основываясь на общечеловеческих ценностях.

Несмотря на провокационные призывы бойкотировать выборы президента, крымские татары, искренне любя Крым и связывая свою жизнь только с Родиной, не были безразличны к своему будущему и стали активными участниками самого масштабного события страны.

По предварительным подсчетам, численность крымских татар, принявших участие в выборах Президента Российской Федерации, значительно превышает количество крымских татар, принявших участие в последних при Украине выборах в Верховный Совет АРК в 2010 году.

Также констатирую, что согласно имеющейся информации, более 90 % крымских татар, пришедших на выборы, сделали свой выбор за Владимира Владимировича ПУТИНА.

Сегодня жизнь вокруг меняется, строятся дороги, детские сады и много чего, и мы все это видим и высоко ценим. Но общеизвестно, что требования крымских татар никогда не выходили за рамки возможности иметь свою религию, культуру, язык и построить свое жилье, ввиду чего крымские татары полагают, что единственным возможным путем к осуществлению наших чаяний является генерация решений на законодательном уровне и последующее их поступательное воплощение.

- В социальных сетях и некоторых средствах массовой информации встречаются различные инсинуации на предмет вашей политической карьеры…

- В какой бы ситуации я ни оказывался, я никогда не боялся и не избегал разговора на эту тему, поскольку для меня очень важно, чтобы каждый крымский татарин мог понять причину такого выбора.

В этой связи целесообразно на мгновение оглянуться, вспомнить все, через что мы прошли за это время, оценить наше нынешнее положение. Четыре года назад, мы пережили период, который был, без сомнения, беспокойным и очень напряженным. Мы стали очевидцами, когда решалась судьба Крыма, и соответственно, будущее крымскотатарского народа. В тот период времени взор народа был обращен в сторону курултая и меджлиса (организации, запрещенной в России судом) и ждал от них взвешенного и разумного решения. Однако, дальнейшие действия некоторых членов меджлиса, в том числе его руководителя, являющегося депутатом Верховной Рады Украины, вопреки решению курултая крымскотатарского народа привели к дезориентации крымских татар, накалили общественно-политическую ситуацию в Крыму. Первыми источниками тревог стали игнорирование решения курултая и препятствование избранию группы представителей крымскотатарского народа для встречи с Президентом России. Следующими источниками, взволновавшими все крымское сообщество, явились призывы не участвовать в разработке Конституции Крыма и бойкотировать региональные выборы. Прекрасно осознавая, что те времена были временами бурных страстей, я готов открыто признать, что мне не удалось противостоять этому. Многие меня не слышали, а напротив обвиняли меня.

Что же мы наблюдали при этом. Разногласия среди нашего народа, были парализованы общественные национальные органы, осуществлена блокада с применением взрывных устройств, оскорблялись наши религиозные деятели. Больше того, они перешли грань дозволенного, призывая наших детей и внуков вступать в военизированные формирования, используя при этом исламскую идеологию. Вы хорошо знаете, что до взрывов опор высоковольтных линий электропередач, никто не мог обвинить хотя бы одного крымского татарина в совершении преступлений, связанных с терроризмом. Наш менталитет – трудиться, любить, созидать и беречь мир. Наш идеал – гармоничное согласие между всеми людьми.

Только немногие отважились защищать свои идеалы. В чем они обвиняли меня? В том, что я остался со своим народом жить на своей родной земле. В том, что я разоблачил несколько предателей и подверг их обвинению. В том, что я подверг критике самоуверенные пустые головы, возомнившие себя вершителями судеб крымских татар. В том, что, прежде всего я думаю о крымскотатарском народе, а не украинском государстве перед лицом его бедствия. В том, что я все эти годы пытаюсь объединить народ и призываю их к единению. В том, что я призываю верных патриотов своего народа не совершать необдуманных действий.

Но, признаться, та концентрированная ненависть по отношению ко мне и та скрупулезная работа по извращению моих высказываний в бесчисленных репортажах и публикациях свидетельствуют о том, что я на правильном пути и разрушаю, очевидно, их коварные планы втянуть наш миролюбивый, но в то же время доверчивый народ в противостояние. Крымские татары многое пережили в депортации, но они умели находить общий язык и в изгнании, прекрасно уживаясь с узбеками, казахами, таджиками, с русскими на Урале. Надо строить и созидать, а не вести свой народ к разрушению собственного дома, Родины.

- В одной из своих книг вы говорите о том, что Родина ассоциируется с народом…

- У меня еще есть более уточненное определение: колыбель. У каждого народа есть своя колыбель, то есть земля, и в этом все народы равны. Российская Федерация – это историческая колыбель десятков народов, для которых земля предков является священным достоянием. Каждый из них выстрадал и защитил право обустраивать свой родной край, знать и развивать язык, сохранять и обогащать культурное наследие. Наша колыбель – это Крым. Счастливыми мы можем быть только здесь, в Крыму. Уникальность российской государственности всегда состояла в том, что позволяла народам продолжать развивать свою неповторимую историю и сохранять свою самобытность. Это залог стабильного, цивилизованного развития всей страны.

- То есть мультикультурность в России имеет опыт вполне цивилизованного развития?

- Да, и этот процесс необходимо всячески поддерживать и ставить в пример. Это особенно ценно на фоне негативных мировых тенденций и вызовов, а также сопряженных с ними рисков. Считаю, что государственно-политическое руководство Российской Федерации, после кавказского кризиса, очень реалистично и трезво оценило ситуацию, в такой тонкой и деликатной сфере отношений. Я, как человек, ставший очевидцем межнациональных конфликтов, произошедших в Фергане, а также изучив, в силу своих обязанностей, опыт некоторых стран, могу с твердой уверенностью сказать, что Россия в числе немногих государств, где проводится огромная работа, направленная на объединение людей, на укрепление межнациональной дружбы и согласия.

- Надо признать, что раскол является вечным спутником в любом политическом движении, особенно в каких-то исторических моментах. Что особенно повлияло на вас при принятии решения о поддержке итогов референдума?

- Я всегда говорю, что провозглашение Республики Крым – не результат раскольнических усилий неких мифических сепаратистов, как порой пытаются представить силы стоящие за государственным переворотом в Украине, а трагический итог хорошо организованной кампании направленной на дискредитацию и свержение легитимной власти. Массовые беспорядки 2013-2014 годов, именуемые «революцией достоинства» и «евромайданом», запомнившиеся бесчинствами, актами нетерпимости, насилия, агрессивного национализма, фактами вандализма, не имели ничего общего с мирными акциями протеста. Вооруженный захват государственной власти, ужасающие своей жестокостью убийства, безнаказанность и вседозволенность потрясли меня, как и любого жителя Крыма. Могу сказать лишь об одном, что в большинстве своем внутренние беспорядки в Украине осуществил сам народ, спровоцированный предателями и смутьянами.

Кроме того, на мой выбор повлияло личное отношение Президента Российской Федерации Владимира ПУТИНА к трагедии крымскотатарского народа, которое он озвучивал не раз на личных встречах до проведения референдума. А в своем обращении 18 марта 2014 года, он отметил:

«Да, был период, когда к крымским татарам, так же как и к некоторым другим народам СССР, была проявлена жестокая несправедливость… Крымские татары вернулись на свою землю. Считаю, что должны быть приняты все необходимые политические, законодательные решения, которые завершат процесс реабилитации крымскотатарского народа, решения, которые восстановят их права, доброе имя в полном объеме…».

- Прогнозы – вещь неблагодарная, и, тем не менее, хочется услышать ваше видение событий в Крыму, если бы не пришла Россия?

- Откровенно говоря, даже страшно представить. Посмотрите, что происходит на Донбассе: неопределенность, неуправляемость, бандитизм, коррупция, террористические акты, похищения людей, фактически состояние гражданской войны при неспособности органов власти навести порядок и управлять территориями. Многие отрасли экономики пришли в упадок, деформировались культура и образование. Думаю, что то же самое ждало бы и нас. И даже хуже.

- Сегодня контакты с ДЖЕМИЛЕВЫМ возможны?

- При нынешней власти в Украине – нет.

- Что для вас в жизни наиболее ценно?

- Каждый из нас понимает, что нет ничего более ценного на земле, чем близкие люди. С возрастом приходят новые ценности, особенно понимание того, что семья это главное счастье, дарованное судьбой. С возрастом свойственно уставать от человеческой суеты, и семейный покой, уют начинают наполнять твою жизнь новыми смыслами.

- Расскажите о межрегиональном общественном движении «Къырым», которое вы возглавляете.

- Цели и задачи движения «Къырым» понятны и прозрачны: способствовать обустройству крымскотатарского народа, развитию Крыма и, главное, всячески развивать межконфессиональные отношения. Говоря о нашей организации, я считаю необходимым обратить внимание, на тот факт, что в сложных условиях международной обстановки нам удалось предотвратить втягивание крымскотатарского народа в гражданскую войну, и это надо рассматривать как самое ценное достижение нашего труда. В той сложной обстановке, которая существовала в Крыму, мы не побоялись взять на себя ответственность в решении столь важных и сложных задач. Вопреки стремлению недружественных стран расколоть крымское сообщество за столь короткий период наша общественная организация показала свою эффективность, у которых сотрудничество и солидарность являются одним из главных принципов деятельности. Развитие и углубление этого сотрудничества отвечает коренным интересам крымчан, способствует их сплочению в борьбе против сил, которые постоянно грозят вмешательством в наши внутренние дела, агрессией и войной. Проводится большая работа и по разъяснению международному сообществу истинного положения вещей в Крыму и так называемых «нарушений прав человека». По этому поводу мы дали разъяснение Международному суду в Гааге, куда обратилась Украина с какими-то исками на этот счет. Подготовили большой аналитический материал на эту тему для международного сообщества. Наша цель – всячески помогать России, в том числе и в решении проблем крымскотатарского народа. Если попытаться подвести черту, то скажу так: будущее определено, но впереди много работы.

Александр АНАСТАСОВ для «Аргументов недели – Крым»

 

Ilyasov AN Krym intervyu